BRENT $ 63.22 12:25
КУРСЫ ЦБ $ 78.0443 84.1552 16:09
КУРСЫ НАЛ. $ 64.14 $ 63.51 70.97 70.24 11:18
КУРСЫ BTC $ 8502.60 $ -0.40 07:27
КУРСЫ ММВБ $ 56.5650 69.3325 14:40
Москва
-5 °C Москва
Сергей  Портнов
«После карантина начнутся сверхбаталии за долю рынка» Сергей Портнов
ПОДПИСКА
Получайте самые важные новости раз в неделю на email Адрес обязателен Адрес введен неверно Этот адрес уже добавлен в список рассылки Произошла системная ошибка Cогласитесь с условиями, чтобы подписаться
! Для того, чтобы получать рассылку перейдите по ссылке в письме по вашему Email:
АКТУАЛЬНО:

Константин Макаров о тенденциях регулирования букмекерского бизнеса в России

Чиновники пишут законы, не вникая в детали регулируемой сферы, а контролирующие органы не успевают их изучать
Регулирование рынка онлайн-букмекеров: один за... Самоил Биндер: сколько стоит Крым?

Бизнес и граждане должны научить чиновников работать. Государство должно лучше регулировать букмекерский и игорный бизнес. Об этом во время международной выставки-конференции Russian Gaming Week-2014 заявил президент Российской ассоциации букмекеров Константин Макаров и предложил чиновникам писать законы грамотно.

Сейчас российский игорный, букмекерский и лотерейный бизнес пытаются изменить при помощи трех документов. Первый законопроект (№ 260152-6) предлагает урегулировать уже существующие ставки в Интернете и обязать букмекеров вступать в саморегулируемые организации. Вторым (№ 503797-6) в случае принятия создадут пятую игорную зону в России, которая расположится в Крыму. А третий документ (закон № 416-ФЗ)  закроет все негосударственные лотереи уже с 1 июля.

Недочеты в законодательстве

Куда приведут российский игорный бизнес эти нововведения, обсуждали участники форума в рамках RGW. Законодательную инициативу о регулировании онлайн-ставок и создании СРО букмекеры считают отличной, но при этом видят в документе массу недоработок и деталей, которые могут привести к нехорошим последствиям. Все они сводятся к риску монополизации, злоупотребления полномочиями со стороны СРО и уходу букмекеров с рынка из-за жестких условий.

В РосАБ уверены, что законопроект в существующем виде не выгоден никому, так как «это сделано безграмотно, это сделано формально», и после вступления закона в силу начнут проявляться ошибки, в которых позже обвинят самих игроков рынка.

На основные недостатки документа указал президент Российской ассоциации букмекеров Константин Макаров. «При количестве не менее десяти (букмекеров в составе СРО. — Прим. ред.) вводится потенциальная возможность наличия всего лишь одной СРО. [...] Такая организация будет владеть небанковской кредитной организацией, полномочиями и правомочиями в отношении ее членов. Существует очень серьезный риск злоупотребления этими полномочиями», — беспокоится он.

По словам господина Макарова, несмотря на то, что саморегулируемая организация — это альтернатива государственному регулированию, у нас ее появление не отменило лицензирования, и если какой-то организатор азартных игр вышел из СРО и за короткое время не вошел в другую СРО, начинается процесс отзыва лицензии. Обычно же нарушение лицензионных требований сначала фиксируется предписанием, лицензиату дается возможность исправить недочеты, и уже потом начинаются более жесткие санкции. 

«Для нас нет экономического обоснования оплаты 30 млн рублей в компенсационный фонд. Государственная власть не может руководствоваться мнением, что у букмекеров очень много денег. Любое законодательное нововведение должно быть экономически, финансово обосновано», — говорит президент РосАБ. 

Менее жаркие дискуссии вызвали закон о запрете негосударственных лотерей в России и законопроект о создании игорной зоны в Крыму. В первом даже нашли положительные моменты. «В качестве небольшого бонуса произошло смягчение требований к проведению самых популярных — бестиражных — лотерей. Кроме того, поправки узаконили электронную лотерейную квитанцию», — поясняет юрист Мария Лепщикова.

А второй документ считают отличной идеей, требующей лишь грамотной реализации. «Это интересно, это нужно, это можно. Вопрос — как это будет реализовано. Очень бы хотелось, чтобы не только крымская зона, но и другие четыре зоны заработали полноценно», — отметил Константин Макаров.

На страже порядка

Нововведения не будут появляться в любом случае, как бы ни относились к этому игроки рынка. Государство намерено тщательно следить за выполнением новых правил. Правда, органы власти, осуществляющие контроль на местах, не всегда успевают выучить законодательные новшества, что, естественно, сказывается на качестве контроля. «Все новые статьи, которыми законодатели с завидной скоростью дополняют наши законы, в том числе Кодекс об административных правонарушениях, формируют новые составы (правонарушений. — Прим. ред.). Правоохранительные органы не успевают быстро, вдумчиво и качественно осознавать, что входит в состав правонарушения, какие обязательные элементы, признаки должны наличествовать в деянии конкретного лица, чтобы его можно было привлечь к ответственности», — поясняет Мария Лепщикова.

Как следствие анализ действий того или иного игрока рынка происходит сугубо поверхностно. По словам Константина Макарова, правоохранители даже ставят знак равенства между пунктами приема ставок букмекерских контор и игровыми залами. А в свете нового удлиненного срока давности для передачи дел в суд это и вовсе влечет неприятные последствия для бизнесменов.

По мнению юриста, до 6 декабря 2013 года все дела, открываемые правоохранительными органами по игорной деятельности, должны были передаваться в суд не позже двух месяцев после начала проверочной процедуры. От проверки до решения суда должно было пройти не более трех месяцев. Сейчас же этот срок увеличили до максимального в административном праве — до года. И теперь у сотрудников правоохранительных органов появились новые возможности для злоупотребления.

«Предположим, сотрудники правоохранительных органов произвели изъятие игрового оборудования. До истечения года можно ничего не делать — не назначать экспертиз, не проводить административных расследований. С процессуальной точки зрения, это, конечно, неправильно, но со строго формальной — такая ситуация возможна. Можно подержать 10–11 месяцев оборудование, и только после этого принимать по нему какое-то решение. И можно просто через 11 месяцев сказать: "Мы разобрались, тут нет нарушений закона" — и отдать обратно», — привела пример Мария Лепщикова.

По ее мнению, к списку проверяющих органов букмекерского и игорного бизнеса (сейчас это налоговая инспекция, полиция и прокуратура) может добавиться Роспотребнадзор. Так как в действие окончательно вступили нормы закона об ограничении курения и планируется реализация запрета курения на практике.

«Естественно, пункты приема ставок не предполагают свободное курение в залах. Должно быть оборудовано помещение, отвечающее определенным требованиям. И соблюдение этих норм может контролировать как полиция, так и Роспотребнадзор, в зависимости от процессуальных тонкостей. С 1 июня этот закон вступил в силу, поэтому, скорее всего, ожидать проверяющих работы залов нужно всем», — отметила Мария Лепщикова.

Шаги навстречу

Законно работающие бизнесмены к любым проверкам готовы всегда. Более того, они готовы сами подсказывать государству, как их деятельность лучше регулировать. Но вот государство к диалогу, похоже, не готово. Так, по крайней мере, говорят игроки рынка. И это замечают те, кто пристально следит за изменениями в законодательстве и работой властей. Хотя бизнесмены могут предложить достаточно интересные решения.

«Давайте делать так, чтобы государство нас лучше регулировало. Давайте мы лучше внесем изменения в 244-й закон, и на доске информации в качестве основного требования в каждом пункте приема ставок разместим следующее: в случае невыплаты выигрыша гражданин имеет право обратиться в суд с заявлением о взыскании с букмекера невыплаченного выигрыша в рамках банковской гарантии. Это поддержат все. Граждане смогут пользоваться своим правом банковской гарантии. И никакой СРО для этого не нужно», — подчеркнул Константин Макаров.

В законодательной сфере он предложил брать пример с Великобритании, где за последние 30 лет в игорное законодательство было внесено лишь несколько поправок. Чтобы следовать этому примеру, российским властям необходимо собираться и вместе с представителями рынка обсуждать ситуацию, договариваться, искать компромисс. Сейчас же бизнесмены пытаются двигаться навстречу властям, а те лишь отмахиваются и бросают стандартные фразы.

«Меня поразил ответ Министерства финансов, в обязанности которого входит контроль бюджета всей страны. На мой вопрос, почему в данном законопроекте нет серьезной проработки налогового отчисления и налоговых поступлений от такого вида игорного бизнеса, как игорный онлайн-бизнес, мне было сказано следующее: "Данным законопроектом занимался другой комитет. Мы по этому поводу сказать ничего не можем"», — вспоминает Константин Макаров.

Перспективы

Пока все законодательные вопросы в стране будут решаться таким образом, от законов никто никогда не выиграет: игорные зоны не заработают, «серый» рынок продолжит свое существование, в букмекерство придет монополия, налоговые поступления в бюджет от этого бизнеса сократятся в разы. Конечно, регулировать деятельность однозначно необходимо, уверяют букмекеры, но делать это нужно разумно, и тогда положительная динамика не заставит себя ждать.

«Если появится возможность легальной работы в Интернет-пространстве, то на длинной дистанции мы будем иметь больше возможностей для того, чтобы "серую" зону снизить донельзя. Если создавать игорную зону в Крыму, то это должно быть качественное, новое видение бизнеса. Если просто разрешат установку игровых столов и игровых автоматов в отелях (в Крыму. — Прим. ред.), которые сейчас существуют, то мы откатимся в 1995–1996 годы», — уверен президент ассоциации букмекеров.

Пока же с тем раскладом, что мы имеем сейчас, госрегулирование игорного бизнеса в России сводится к поверхностному изучению сферы и быстрому слепому написанию новых законодательных документов. «Сейчас происходит откровенное ущемление процессуальных прав лиц, осуществляющих деятельность, связанную с азартной», — подчеркнула Мария Лепщикова. Только признавать свои ошибки не хочет никто.

 
Комментируя материал, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности