BRENT $ 72.32 18:44
КУРСЫ ЦБ $ 64.6327 72.2464 12:21
КУРСЫ ММВБ $ 56.5650 69.3325 14:40
КУРСЫ BTC $ 7974.90 $ 539.40 04:16
КУРСЫ НАЛ. $ 65.39 $ 63.88 72.92 71.44 04:28
Москва
+6 °C Москва
Андрей Алистаров
«Залог хорошей рекламы — быть ближе к людям» Андрей Алистаров
ПОДПИСКА
Получайте самые важные новости раз в неделю на email Адрес обязателен Адрес введен неверно Этот адрес уже добавлен в список рассылки Произошла системная ошибка Cогласитесь с условиями, чтобы подписаться
! Для того, чтобы получать рассылку перейдите по ссылке в письме по вашему Email:
АКТУАЛЬНО:

Закон вышел в тираж

Как государство регулировало игорный бизнес в 2014 году
Право турбулентности Что имеем — сохраним?

Ключевой тенденцией года стало усиление административного и налогового давления на легальный игорный бизнес. Законодательные инициативы носили бессистемный и лоббистский характер, связанный с укрупнением рынка. Принятые за год законы, считают эксперты, смогут работать лишь после формирования механизмов их реализации. 

Лотереи: один за всех

Вступивший в силу 1 июля 2014 года закон № 416-ФЗ запретил организацию и проведение частных лотерей, в том числе с использованием игровых автоматов. В конце октября Конституционный суд подтвердил законность запрета даже для компаний, ранее получивших соответствующие лицензии. 

Теперь на территории России разрешены лишь государственные и международные лотереи. Их организаторами могут выступать Министерство финансов и Министерство спорта РФ. В итоге на рынке остались три лотереи: «Гослото», «Спортлото» и «Победа». 

Эксперты считают, что запрещать частные лотереи для борьбы с незаконным бизнесом нерационально. «Закрытие частных лотерей под флагом борьбы с незаконным игорным бизнесом не приведет к автоматическому искоренению подпольных игровых залов», — утверждает вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов. По его мнению, нововведения направлены на то, чтобы бенефициаром стал один из действующих участников рынка, а не государство. 

«Чиновники хотят создать монополию и на этой монополии заработать», — уверен и старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Сергей Жаворонков.

Положительно новый закон оценивает президент Первой саморегулируемой организации букмекеров Олег Журавский. По его мнению, именно теперь лотерейный рынок в России получил шанс на развитие. «Он (лотерейный бизнес. — Прим. ред.) был уничтожен, превратился в ноль, — подчеркивает эксперт. — Теперь благодаря новому закону это очень большой и перспективный рынок. Но чтобы его сформировать, нужно минимум 3–5 лет».

Игорные зоны: Крым и Сочи получили статус

Федеральный закон № 278-ФЗ, вступивший в силу 22 июля, предусматривает ведение игорной деятельности в Сочи (Краснодарский край) и Крыму. Теперь в стране официально действует пять игорных зон: в Приморском, Краснодарском и Алтайском краях, Калининградской области и Республике Крым. 

Открытие игорной зоны в Сочи стало вынужденной мерой: инвесторам необходимо вернуть вложенные в зимнюю Олимпиаду средства. Размещение игорной зоны в Крыму было реакцией на изменение геополитической конъюнктуры, а также попыткой привлечь на полуостров больше туристов. 

По мнению председателя Постоянной комиссии Государственного совета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, от игорной деятельности бюджет республики будет ежегодно получать около 25 млрд рублей. Для сравнения: в 2013 году весь бюджет Крыма составлял 35 млрд рублей.

«Власти хотят обогатить Крым за счет игорного бизнеса, — говорит заместитель исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса Самоил Биндер. — Но, во-первых, это большие затраты. Во-вторых, из-за санкций мы даже не имеем права купить иностранное игровое оборудование, а отечественные производители не работают с 2009 года». 

«Если Сочи хочет стать русским Монако, единственный вариант — иметь казино в центре города в 5-звездных гостиницах и с четырьмя‒пятью лицензиями на следующие 10 лет», — предупреждает президент компании Storm International Майкл Боттчер.

По мнению президента саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство организаторов азартных игр в букмекерских конторах» Константина Макарова, для запуска игорного Сочи законодателям вновь придется вносить поправки в законодательство. «Сегодня игорные объекты нельзя размещать на территории поселений, — поясняет эксперт, — однако все олимпийские объекты Сочи, где планируется открыть казино, находятся в черте города либо поселка Красная Поляна. Эта проблема требует дополнительного законодательного урегулирования».

Российское правительство должно определить и конкретное место расположения игорного кластера. Аналогичное решение по Крыму предстоит принять госсовету республики.

Букмекерские конторы и тотализаторы: изменение правил игры

С 2009 года онлайн-деятельность букмекеров и тотализаторов в России находится под запретом. Закон № 222-ФЗ, вступивший в силу 22 августа 2014 года, ввел понятие интерактивной ставки и усилил контроль над деятельностью организаторов азартных игр со стороны государства. Согласно документу, букмекерские конторы могут оперировать после переоформления лицензии Федеральной налоговой службы, а также вступления в саморегулируемую организацию (СРО) букмекеров и тотализаторов.

С 15 ноября надзор за деятельностью СРО, согласно постановлению Правительства РФ, осуществляет ФНС.

Посредником между игроками и букмекерскими конторами выступает Центр учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС). Интерактивная ставка — это денежные средства, в том числе электронные, которые через ЦУПИС по поручению игрока передаются букмекерской конторе (БК) и являются условием участия в азартной игре. БК, опять же через ЦУПИС, выплачивает выигрыш, удерживая 13% налога на доходы физических лиц. 

«Для букмекерских контор, которые состоят в СРО и имеют лицензию, это наиболее важное событие года», — считает Олег Журавский. 

Константин Макаров, напротив, негативно оценивает законодательную инициативу в части механизмов легализации онлайн-гемблинга. «Ввод в практику понятий "ЦУПИС" и "интерактивная ставка" должен был легализовать онлайн-гемблинг и помочь в борьбе с незаконным бизнесом в Сети. Но формат, который предлагает государство, слишком сложен в реализации и не отвечает нуждам букмекеров», — уверен Макаров. 

Как пояснил президент компании First Gaming (Rub90) Леонид Обозный, согласно действующему законодательству, сайт не может принимать ставки, так как не является ППС. Следовательно, онлайн в стране по-прежнему остается под вопросом. 

«Согласно федеральному закону № 244-ФЗ, принимать ставки в Интернете запрещено. В документе прописано, что в качестве места для заключения пари выступают игорные заведения, а именно — букмекерские конторы», — заявил Обозный.

Эксперт подчеркнул, что для однозначной организации приема ставок через сайт необходимо изменить норму закона, которая запрещает организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и Интернета.

Участников рынка, уверен Обозный, сдерживают и другие факторы, в частности, неопределенность налоговой базы. “На сегодня налоговая база не определена в принципе”, — подчеркивает он.

“Операторы выполнили все требования закона, — продолжает эксперт. — Они переоформили лицензии, вступили в СРО, внесли обеспечительные взносы. В ФНС зарегистрировано три СРО - два в сфере букмекеров и одно — тотализаторов. Букмекеры, которые хотят принимать ставки онлайн, будут интегрироваться в ЦУПИСы и пытаться осуществлять эту деятельность”.

Нормативно-правовые акты, принятые и вступившие в силу в 2014 году:

Таблица4

Рынок на перепутье

Участники игорного рынка и аналитики по-разному оценивают законодательные итоги 2014 года.

«Устанавливаются долгосрочные правила игры, и скорее всего, они не будут меняться», — отмечает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. 

Противоположной точки зрения придерживается Константин Макаров: «Основными тенденциями года были бессистемность, неэффективность и низкое качество принятых законов».

«Мы — как русский витязь, который стоит на развилке трех дорог: никак не определимся, что нам нужно, — считает Самоил Биндер. — Мы еще даже не в начале пути к построению цивилизованного игорного рынка».

Финансовый эксперт Сергей Жаворонков отмечает, что общая тенденция прошлого года — точечные, достаточно хаотичные попытки законодателей регламентировать правила игры, что связано с ухудшением экономической обстановки в стране. Это коснулось всех сфер экономики, в том числе и игорного бизнеса. «Государство увеличивает налоги, но не факт, что это увеличит поступления в бюджет. Бизнес может уйти в тень, как это было в результате роста акцизов на алкоголь», — считает он. 

Председатель совета Российской ассоциации развития игорного бизнеса Валерий Иванов уверен, что множество поправок, внесенных в законодательство за время его действия, лишь усложняет регулирование отрасли. «Это приводит к тому, что к следующим шагам государства бизнес относится все более настороженно», — подводит итог эксперт.

 
Комментируя материал, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности