BRENT $ 60.64 18:44
КУРСЫ ЦБ $ 66.4337 75.3890 13:40
КУРСЫ ММВБ $ 56.5650 69.3325 14:40
КУРСЫ BTC $ 3287.10 $ 5.88 02:58
КУРСЫ НАЛ. $ 67.62 $ 66.38 76.40 75.06 02:59
Москва
-9 °C Москва
Юлия Немцева
«Ситуация с «Лента.ру» приведет к формированию правильной судебной практики» Юлия Немцева
ПОДПИСКА
Получайте самые важные новости раз в неделю на email Адрес обязателен Адрес введен неверно Этот адрес уже добавлен в список рассылки Произошла системная ошибка Cогласитесь с условиями, чтобы подписаться
! Для того, чтобы получать рассылку перейдите по ссылке в письме по вашему Email:
АКТУАЛЬНО:

Право турбулентности

Законодательные новшества-2015 продолжат лихорадить игорную сферу России
Петер Хётцингер: «У игорно-развлекательных... Закон вышел в тираж

Проекты федеральных законов, зарегистрированные в Госдуме, и постановлений Правительства РФ лишь корректируют принятые ранее нормативно-правовые акты, но не инициируют новые. Их главным акцентом, как и в ушедшем году, остается усиление налогового давления на легальный игорный бизнес и ужесточение борьбы с теневым сектором. Эксперты негативно оценивают законодательные инициативы и предупреждают о содержащихся в них правовых лазейках для злоупотреблений и коррупции.

Федеральные и региональные проекты

Налог на ожидания

Законодательство, регулирующее игорную деятельность в специальных зонах, было серьезно изменено в 2014 году, и в 2015-м процесс продолжится. Основной тенденцией станет апробация нововведений на практике, а также их корректировка на местном уровне.

1 января вступил в силу закон «О налоге на игорный бизнес», принятый 26 ноября прошлого года Государственным советом Крыма. Документ предусматривает введение максимальных ставок налогообложения на территории республики. По 125 тыс. руб.  с одного процессингового центра тотализатора и букмекерской конторы, семь тыс. руб.  с одного ППС.

Крымские власти уверены, что столь высокие налоги не станут препятствием для инвесторов, и ожидают значительных инвестиций. Таково мнение спикера Госсовета Владимира Константинова. «Нам нужно готовить законодательное поле, чтобы инвесторы смогли увидеть "правила игры"», — отметил он.

«Это высокорентабельный бизнес. Поэтому чтобы они (букмекерские конторы и тотализаторы. — Прим. ред.) уже сейчас платили эти средства, мы вслед основному закону приняли закон о налогообложении», — пояснил председатель Постоянной комиссии Государственного совета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. 

Зона риска

Создание игорных зон в Крыму и Сочи предусмотрено законом № 278-ФЗ, вступившим в силу 23 июля прошлого года. Чтобы он заработал полноценно, крымским депутатам необходимо на законодательном уровне определить границы игорного кластера в республике. По словам председателя Комиссии Госсовета Крыма по экономической, бюджетно-финансовой и инвестиционной политике Виталия Нахлупина, это будет сделано в начале 2015 года. «После зимних праздников Госсовет получит от экспертов заключение о размере минимальной суммы инвестиций и создании инфраструктуры, в январе — начале февраля закон будет принят», — заверил чиновник.

«Мы можем прописать в региональном законе об игорном бизнесе дополнительные льготы для инвесторов, чтобы дать им возможность быстрее и качественнее развивать свой бизнес», — предлагает Алексей Черняк.

Заместитель исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса Самоил Биндер считает законодательное регулирование крымской игорной зоны неэффективным, а заявления представителей местных властей о привлечении значительных инвестиций называет популизмом. «Никакой отдачи в ближайшем будущем не будет, — прогнозирует эксперт. — В Крыму нет воды и электричества (собственная энергогенерация обеспечивает полуостров на 20%, водные источники — на 60%. — Прим. ред.). Там надо заново все строить».

Не способствует привлечению инвестиций и постоянная смена «правил игры», которую демонстрирует государство. «Необходимо создать правила и оставить их неизменными, — считает финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. — Инвесторы заинтересованы в новых игорных зонах. Тут вопрос в административной поддержке». По мнению Тимура Нигматуллина, инвесторы придут в Крым и другие игорные зоны, если им предложат развитую инфраструктуру и налоговые послабления.

Президент компании First Gaming (Rub90) Леонид Обозный предполагает, что в текущем году привлекательность игорных зон останется на прежнем уровне, но в связи с кризисом инвесторы могут корректировать свои планы. «Сомневаюсь, что инвестиционная привлекательность игорных зон изменится, — говорит эксперт. — Кризисы не могут длиться бесконечно. Могут измениться планы операторов, они могут их немного растянуть, ввести дополнительные инвестиционные этапы, учитывая экономические риски».

Вольная борьба

22 декабря президент подписал закон № 430-ФЗ, который ужесточает нормы статей 171-2 УК РФ, 14.1-1 и 28.3 КоАП РФ. Документ вступил в силу 3 января 2015 года. Закон расширяет перечень квалифицирующих признаков, определяющих степень ответственности за нелегальную игорную деятельность, и увеличивает размер денежных штрафов.

Эксперты поддерживают идею ужесточения наказания за нелегальный игорный бизнес, но опасаются, что из-за вольного трактования правоохранителями норм закона под удар могут попасть законопослушные участники рынка. «Мы оцениваем эту правку очень положительно, — делится своим мнением управляющий казино Altai Palace Роман Сподырев. — Мы, представители легальной сферы, платим все налоги, а нелегальщики нам очень мешают».

Наибольшие опасения закон вызвал в среде букмекеров. Они считают, что правоохранительные органы смогут необоснованно привлекать к ответственности легальных участников рынка. «Статья позволяет привлекать букмекеров к ответственности при наличии формального состава преступления, — говорит президент саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство организаторов азартных игр в букмекерских конторах" Константин Макаров. — Теперь правоохранительным органам не нужно доказывать получение нелегальных доходов в крупных размерах». 

Эксперт утверждает, что в законе есть ряд недоработанных формулировок, которые «создают возможности для коррупционных действий и злоупотреблений». В частности, в части 1 статьи 171-2 не учтено то, что букмекерские конторы и тотализаторы разрешены на всей территории РФ, в том числе вне игорных зон. Также, по мнению главы СРО, необходимо особо оговорить норму, согласно которой привлекаться к ответственности должны только букмекерские конторы, не имеющие лицензий. 

Также у Константина Макарова вызывают опасения недостаточно подробное определение понятия «игровое оборудование» и отсутствие сертификации средств связи пунктов приема ставок и процессинговых центров. «На сегодняшний день нет обязательной сертификации для средств связи. Мы делаем это добровольно, — отмечает он. — Но правоохранительные органы не уважают даже сертификационные исследования компетентных органов». «За прошлый год были иски от легальных компаний, которые правоохранительные органы причисляли к нелегальным, — соглашается Валерий Иванов. — Часть исков была выиграна. Эту проблему нужно решать глобально, но государство решает ее фрагментарно».

1

Проекты федеральных законов

Налог на бедность

В 2014 году зарегистрировано несколько проектов федеральных законов.

Законопроект «О внесении изменений в главу 23 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный в Минфине, предлагает возложить функции налоговых агентов на операторов казино и лотерей. Поправка, внесенная в пункт 28 статьи 217 Налогового кодекса, предусматривает, что выигрыши от лотерей и азартных игр, превышающие 4 тыс. рублей, должны облагаться налогом в размере 13%. Изменения коснутся налога на доходы физических лиц в части его начисления и удержания. Новый законопроект обязывает операторов удерживать налог с каждого выигрыша, а не за определенный налоговый период.

Среди представителей казино документ вызвал недовольство. По мнению Романа Сподырева, налог на выигрыш приведет к увеличению нелегального сектора: игроки не захотят лишаться части дохода в официальных заведениях и уйдут в подпольные казино. «Закон будет не просто мешать развитию игорных зон, а убивать их, — считает управляющий Altai Palace. — Если законодатели обяжут казино платить налог от выигрыша в 4 тыс. рублей, заведения установят максимум на уровне 3999 рублей». 

Лотереи переходят на личности

Пробелы в лотерейном законодательстве планируется урегулировать с помощью проекта закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О лотереях" и статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"». Новшество, которое вводит законопроект: выигрыш в лотерею выплачивается игроку при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Общественное обсуждение проходит законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях"». В соответствии с документом в госконтракте на проведение лотереи будет устанавливаться минимальный размер целевых отчислений от лотереи в фиксированной сумме.

Законопроект предлагает классифицировать лотереи в зависимости от территории их проведения. Оператором лотереи сможет выступать только юридическое лицо, являющееся резидентом РФ и зарегистрированное на ее территории. В документе прописаны требования и к учредителям лотереи. 

Министерство экономического развития России приняло отрицательное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия данного законопроекта.

2

Проекты постановлений Правительства РФ

Постановления правительства  акты государственного управления, развивающие и конкретизирующие федеральные законы, касающиеся игорной сферы.

Проект «О дополнительных требованиях к организаторам азартных игр» обязывает операторов при приеме интерактивных ставок использовать банковский счет, открытый в центре учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС). Учредителем либо участником ЦУПИСа должна быть саморегулируемая организация (СРО) букмекеров или тотализаторов, членом которой является организатор азартных игр.

Букмекеры обязаны будут размещать на своем сайте информацию о фирменном наименовании и товарном знаке, электронную копию лицензии на осуществление деятельности, а также электронную копию решения о приеме в члены СРО. 

Букмекер не сможет использовать более одного домена в сети Интернет, который при этом должен быть зарегистрирован на его имя. Документ предусматривает необходимость хранения на территории РФ всей информации о взаимодействии букмекера с пользователями в течение полугода и предоставления ее по запросу уполномоченным государством органам. 

Публичное обсуждение проекта завершилось 7 ноября, но постановление еще не принято.

Проект «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1130» уточняет, что лицензируемая деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон, предусматривает выполнение следующих услуг: «заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше; организацию заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры».

3

 
Комментируя материал, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности