
Старая песня о главном
Букмекеры оценивают постановление о дополнительных требованиях к организаторам азартных игр
Статьи
2


По сути вопроса
Вице-президент по правовым вопросам First Gaming (Rub90), к.ю.н. Даниил Кравцов напомнил, что после принятия 21 июля 2014 года закона № 222-ФЗ, вносящего существенные изменения и дополнения в базовый федеральный закон № 244-ФЗ, участники рынка получили возможность принимать интерактивные ставки. «Однако в связи с появлением нового понятия формат ведения бизнеса обладателями лицензий потребовал уточнения, — пояснил эксперт. — Постановление Правительства РФ № 452 «О дополнительных требованиях к организаторам азартных игр» устанавливает ряд новых для участников рынка требований и дополнительные условия, которые в какой-то части уже предусмотрены действующим законодательством».«Ряд требований посвящен информационному наполнению сайта организатора азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, — уточнил Кравцов. — Требования о размещении в игорном заведении информации о фирменном наименовании, текста закона № 244-ФЗ, правил приема ставок и выплаты выигрышей, копий лицензии и решения о приеме в члены СРО уже закреплены в законе и не являются новыми для букмекеров». По словам эксперта, перечень информации об организаторе азартных игр на его сайте в сети Интернет пополнился дополнительными средствами индивидуализации юридического лица и предоставляемыми услугами: сведениями о товарном знаке (знаке обслуживания) и коммерческом обозначении.
Редакция, которой не было
В интервью нашему изданию президент СРО «Некоммерческое партнерство организаторов азартных игр в букмекерских конторах» Константин Макаров признался, что конечная редакция постановления стала для букмекеров сюрпризом, так как они рассчитывали на гораздо большее. Эксперт считает, что ситуация с легализацией онлайн-ставок затягивается искусственно.К.М.: Некоторые формулировки проекта постановления изменены непосредственно перед его подписанием. Ранее раздел 2 говорил, что организатор азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах при оказании услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше или услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры при приеме интерактивных ставок обязан использовать не более одного сайта в сети Интернет, доменное имя, банковский счет.
Эта формулировка, на мой взгляд, более конкретна и логична для обоснования законности приема интерактивных ставок. В итоговом же документе взаимосвязь между понятием интерактивной ставки и обязательствами приема таких ставок отсутствует.
BBR: То есть государство не хочет легализовать ставки в Интернете?
К.М.: Трудно сказать, по какой причине правительство отказалось от более внятных формулировок. Мы ждали, что государство узаконит организацию заключения пари в сети Интернет.
BBR: Согласны ли с тем, что документ в нынешнем виде в принципе дублирует требования к организаторам азартных игр, которые уже прописаны в законе 244-ФЗ, кроме второго пункта, который касается технического регулирования?
К.М.: Подзаконный акт не создает новых норм, он лишь конкретизирует общие нормы, уже существующие в действующем законодательстве, федеральных законах, федеральных конституционных законах, Конституции Российской Федерации. В законе четко написано: «Организация проведения азартных игр при помощи телекоммуникационной сети Интернет запрещена, кроме случаев, предусмотренных законом». В законе таких случаев не предусмотрено.
BBR: Какие действия планируете предпринять, чтобы снизить риски?
К.М.: На очередном общем собрании и заседании правления нашей организации принято следующее решение: силами СРО и букмекерских компаний, их юридических служб продолжать анализировать ситуацию, держать ее на контроле, следить за публикациями, за действиями партнеров по другим СРО (Первая саморегулируемая организация букмекеров России и СРО тотализаторов. — Прим. ред.) и в какой-то момент вернуться к этому вопросу.
BBR: Будете обращаться в Минфин за дополнительными разъяснениями?
К.М.: Минфин уже дал нам ответ, что разъяснениями действующего законодательства не занимается.
Двойное толкование
Постановление правительства не только не стало инструментом для легализации онлайн-беттинга в России, но и усложнило работу операторов. К такому выводу пришли эксперты рынка. Сойдясь в главных оценках, они, впрочем, разошлись в трактовке некоторых положений документа.BBR: Оправдало ли постановление Правительства РФ ожидания букмекеров?
BBR: Возможно, операторы все же рискнут начать прием ставок в сети Интернет?Сергей Каршков Коммерческий директор ООО «Букмекер Паб» (1xBet)Букмекерское сообщество ожидало более подробного постановления, более взрослого, что ли. Опубликованный документ отвечает лишь на часть вопросов и оставляет некий информационный вакуум в понимании ряда процессов и понятий. Главный вопрос, на который мы не получили ответа: означает ли вступление в силу этого постановления снятие запрета букмекерам принимать ставки в телекоммуникационной сети Интернет.
BBR: Изменит ли и как именно пункт 2 постановления что-либо в практике участников рынка?Максим Баев Руководитель отдела продаж «Первой Букмекерской Компании»Возможно, кто-то из операторов рискнет, откроет свой сайт и по реакции властей и правоохранительных органов будет делать выводы, легальны ставки или нет. То есть государство будет на ком-то «тренироваться», и практика сформируется в судебном порядке. Кто из участников рынка первым рискнет это сделать, не стану предполагать. Возможно, это будут те, кто положительно оценивает постановление, воспринимает его как легализующее онлайн-ставки. Не уверен, что мы захотим стать первыми.
Николай Оганезов Представитель БК «Фортуна», председатель правления СРО «Некоммерческое партнерство организаторов азартных игр в букмекерских конторах»Второй пункт постановления предусматривает некий «придаток» — техническое оборудование, которое должно иметь специальный софт и средства защиты. Из текста не ясно функциональное назначение такого оборудования, отсюда однозначно не ясны и специфические требования к нему. Изначально в моем понимании интерактивная ставка — это лишь способ перевода денежных средств организатору азартных игр и в итоге — пополнение лицевого счета игрока. Связи интерактивной ставки с заключением пари на интернет-ресурсе ни из одного документа не следует.
Мы отправили информационный запрос и президенту Первой саморегулируемой организации букмекеров России (Первой СРО) Олегу Журавскому с просьбой прокомментировать перспективы легализации онлайн-беттинга в России в связи с вступлением в силу нового постановления правительства. Ответа на запрос не последовало. Ранее г-н Журавский заявлял, что этот документ «ставит окончательную точку, благодаря которой прошлогодний закон, вводивший в том числе понятие интерактивных ставок, начнет работать в Интернете».Константин Линев Управляющий компании «Ф.О.Н» (Fonbet), исполнительный директор Первой саморегулируемой организации букмекеров РоссииНе согласен, что во втором пункте постановления речь идет о банковском оборудовании в контексте интерактивных ставок. Букмекеры используют арифметические действия, причем тут банковское оборудование? Мы говорим о методах расчета. Силами букмекерских контор пишется программный продукт, регистрируется, допустим, на лицо, которое использует данную лицензию, и предоставляется как одно из лицензионных требований. На основании такого продукта мы рассчитываем ставки. К интерактивным ставкам нельзя применять другое программное обеспечение, потому что все ставки рассчитываются по одному алгоритму. Таким образом, необходимо адаптировать учет ставок к алгоритму ЦУПИС.
Betting Business Russia остается открытым для дискуссий на одну из наиболее актуальных для участников рынка тем — легализации ставок в сети Интернет. Также в планах редакции — публикация обзора законодательного регулирования онлайн-игр в мире и статьи, которая ответит на вопросы, кто и почему лоббирует виртуальный азарт в России, кто и по каким причинам этому препятствует.
Комментируя материал, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности