BRENT $ 63.22 12:25
КУРСЫ ЦБ $ 78.0443 84.1552 16:09
КУРСЫ ММВБ $ 56.5650 69.3325 14:40
КУРСЫ BTC $ 8502.60 $ -0.40 07:27
КУРСЫ НАЛ. $ 64.14 $ 63.51 70.97 70.24 11:18
Москва
+14 °C Москва
Сергей  Портнов
«После карантина начнутся сверхбаталии за долю рынка» Сергей Портнов
ПОДПИСКА
Получайте самые важные новости раз в неделю на email Адрес обязателен Адрес введен неверно Этот адрес уже добавлен в список рассылки Произошла системная ошибка Cогласитесь с условиями, чтобы подписаться
! Для того, чтобы получать рассылку перейдите по ссылке в письме по вашему Email:
АКТУАЛЬНО:
Айтуар Мадин: «За лотерейные лицензии будет борьба»
Фото: Из личного архива Айтуара Мадина

Айтуар Мадин: «За лотерейные лицензии будет борьба»

О целях и последствиях нового игорного законодательства в Казахстане
1
Илья Свердлов: «Украинский игорный рынок нужно... Джентльмены удачи Партнер юридической фирмы ORIS Айтуар Мадин выступил на игорном конгрессе в Алматы с докладом «Новации игорного законодательства и новый этап развития лотерейного бизнеса». Он перечислил главные законодательные нововведения в сфере азартных игр Казахстана, а также проанализировал законопроект, направленный на реформирование лотерейной отрасли.

Галопом по законам

В Казахстане 19 мая вступил в силу нормативный документ («О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса». — Прим. ред.), вводящий понятие «интернет- и онлайн-казино». Под ним подразумевается любой онлайн-ресурс, который позволяет делать денежную ставку в режиме реального времени посредством сети Интернет, с использованием электронных денег или иными способами. Казино, зарегистрированные за пределами Казахстана, запрещены. Любой гражданин или юрлицо может обратиться в уполномоченный орган с информацией о работе интернет-казино, чтобы орган провел экспертизу и передал материалы в суд для блокировки сайта.

Следующее изменение, которое уже вступило в силу, — требование по увеличению депозита. Что касается букмекерских контор и тотализаторов, требования по депозиту в Казахстане составляли в эквиваленте около $10 тыс. С 19 июня лицензиатам необходимо поднять депозит до $400 тыс. Эта сумма является существенной для небольших, начинающих букмекерских контор и тотализаторов. Ведь ее надо «заморозить» и использовать лишь в случае дефолта по обязательствам выплат выигрышей. Данное изменение негативно повлияет на букмекерские компании, так как количество касс будет сокращаться. Объем налогов, выплачиваемых субъектами игорного бизнеса в бюджет страны, сократится.

19 ноября вступают в силу новые требования и к аппаратно-программному комплексу. Серверы компаний должны находиться в Казахстане. Налоговая служба получит доступ к информации об обороте букмекерских контор, подозрительных операциях и операциях на сумму более 3 млн тенге (более $9 тыс.). Увеличение не является существенным, но приводит к дополнительным трудностям в отчетности.

Наконец, с 1 января 2016 года налоги на кассы букмекеров и тотализаторов увеличиваются вдвое — с $800 в месяц до $1,5 тыс. Это фиксированный налог, не зависящий от заработка кассы. Депутаты рассчитывают, что благодаря этому налоговые поступления в бюджет вырастут вдвое. Но они скорее снизятся, потому что с ноября будет уменьшаться количество касс из-за ужесточения требований к их размещению. Данная норма создает преграды для формирования законного игорного бизнеса. Мелким операторам легче будет не регистрировать кассы и уклоняться от уплаты налогов.

Борьба с правовым вакуумом

Лотереи пользуются в Казахстане большим спросом. Но в регулировании работы лотерейных компаний существует правовой вакуум — закон об игорном бизнесе к ним неприменим. Прошлой осенью законопроект о регулировании сферы прошел все процедуры согласования и поступил в парламент на рассмотрение.

Доходы от лотерей не направляются на социальные проекты, а полностью уходят владельцам компаний. Как все обычные юрлица, лотереи платят 20% налога, спецрежим не предусмотрен. При этом под видом лотерей работает очень много азартных игр. Правительство прописало квалификационные требования для операторов, но не разработало механизма работы лотереи. Поэтому тяжело провести экспертизу, является игра азартной или лотереей. Все это аргументы в пользу необходимости регулирующего закона.

Статистические данные по рынку лотерей, использованные мной, предоставлены уполномоченным органом. Выдано и действует 76 лотерейных лицензий, но не все операторы активны. Около 10 лотерей занимает основную долю рынка. Численность населения Казахстана — 17 млн человек. Ежегодные лотерейные продажи по состоянию на 2012 год — $32 млн. Соответственно, расходы на одного человека — $1,85.

Согласно анализу рынка лотерей в Чили, здесь продажа лотерейных билетов в год составила $370 млн — почти в 11 раз выше, чем в Казахстане. В Чили один человек в год тратит $21 на покупку лотерейных билетов. Поэтому потенциал рынка в Казахстане недооценен. Есть куда расти.

Всего три места на борту

Новый законопроект предлагает выдать только три лицензии на лотереи в Казахстане. Три монополиста-оператора получат лицензии от государства на 10 лет с преимущественным правом продления. Лотереи будут разделены на три вида: мгновенную, тиражную и комбинированную. В чем суть комбинированной лотереи, пока не понятно.

Каждый оператор будет отчислять в бюджет 10% от разницы между выручкой (от количества проданных билетов) и призовым фондом. Призовой фонд фиксированный — 50%. Если оператор продал билетов на $1 тыс., призовой фонд — $500. Государство хочет, чтобы условия были равными и для граждан не было разницы, где покупать билеты.

Уполномоченный орган хочет обеспечить защиту от несанкционированного доступа к серверу, чтобы результат лотереи был действительно непредсказуем. Он будет определяться генератором случайных чисел, без постороннего вмешательства.

За лицензии возможна серьезная борьба. Согласно квалификационным требованиям к операторам, для получения лицензии юрлицо должно быть зарегистрировано в Казахстане. Можно создать дочернюю точку, участвовать в тендере и получить статус оператора. Для каждой лицензии будут организованы двухэтапные тендеры и предусмотрены отдельные квалификационные требования (пока неизвестно, какие).

Для получения лицензии юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Казахстане и иметь уставный капитал в размере около $3 млн. Уполномоченному органу важно, чтобы лотерейным бизнесом занимались только крупные компании, которые способны инвестировать в инфраструктуру, в ПО, стабильно выплачивать выигрыши и поддерживать позитивный имидж отрасли.

Однако я как юрист утверждаю, что в законопроекте есть правовой люфт. Компания может потратить уставный капитал, цель которого — застраховать игроков от невыплаты выигрышей. Нет требования сохранить его. Надеюсь, что изначальной идеей было создание кредитоспособных операторов, поэтому уставный капитал все же защитят.
Комментируя материал, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности