BRENT $ 74.17 11:34
КУРСЫ ЦБ $ 64.6794 72.1111 12:11
КУРСЫ ММВБ $ 56.5650 69.3325 14:40
КУРСЫ BTC $ 5416.50 $ -38.40 11:44
КУРСЫ НАЛ. $ 65.14 $ 64.25 72.56 71.63 11:43
Москва
+21 °C Москва
Дарина Денисова
«Минфин провоцирует неравную конкуренцию» Дарина Денисова
ПОДПИСКА
Получайте самые важные новости раз в неделю на email Адрес обязателен Адрес введен неверно Этот адрес уже добавлен в список рассылки Произошла системная ошибка Cогласитесь с условиями, чтобы подписаться
! Для того, чтобы получать рассылку перейдите по ссылке в письме по вашему Email:
АКТУАЛЬНО:
Алеся Пахоменко: «Отсутствие убытков у белорусских операторов — это уже выгодно»
Фото: Из личного архива Алеси Пахоменко Дизайн: Betting Business Russia

Алеся Пахоменко: «Отсутствие убытков у белорусских операторов — это уже выгодно»

Почему отрасль азартных игр в Беларуси живет одним днем
Главное за неделю QIWI и «МОНЕТА.РУ» — о новой инициативе Минфина

С 1 января 2017 года налог на кассы букмекерских контор в Беларуси увеличился более чем в два раза. Годом ранее вступил в силу еще один закон, предусматривающий введение четырехпроцентного налога на выигрыш в азартные игры. Такие действия властей привели к быстрому сокращению количества игорных заведений, а оставшиеся начали функционировать на грани убыточности. Как выживает местный игорный рынок и почему надежда на улучшение условий работы угасает с каждым днем, в интервью Betting Business Russia рассказала председатель Ассоциации защиты интересов организаторов азартных игр Республики Беларусь Алеся ПАХОМЕНКО.

— Назовите главные тенденции в развитии игорного рынка Беларуси.

— Положительных тенденций в развитии сферы организации и проведения азартных игр не предвидится. Игорный бизнес в стране движется по инерции: доход, при наилучшем стечении обстоятельств, несоразмерен с вкладываемыми усилиями, возникают убытки. При этом прекратить деятельность игорных заведений, в которые вкладывались огромные трудовые и материальные ресурсы на протяжении десятилетий, очень тяжело. При отсутствии принятия немедленных мер со стороны государства для оптимизации условий осуществления игорной деятельности ситуация может стать непоправимой.

— Что могло послужить причиной такого стремительного ухудшения ситуации на игорном рынке Республики Беларусь?

— Состояние игорного бизнеса Республики Беларусь ярко охарактеризовало себя уходом с нашего рынка такого сильного международного оператора, как Olympic. Многие организаторы азартных игр, которые раньше имели многочисленные сети, пришли к вынужденному решению о сокращении до 1−2 игорных заведений.

Важно разобраться, что же является причиной сокращения количества лицензиатов. Анализ юридических лиц, являющихся организаторами азартных игр, указывает на то, что лицензиаты прекращают деятельность не из-за своих экономических просчетов либо неправильно выбранного направления предпринимательской деятельности.

Должна отметить, что практически все операторы являются специалистами в сфере игорного бизнеса, десятилетиями осуществляющими деятельность в области организации и проведения азартных игр на территории Республики Беларусь.

Большинство действующих операторов прошли все трудности, связанные с урегулированием порядка ведения игорного бизнеса и требующие больших финансовых затрат. Количество барьеров при этом не сокращается, а лишь увеличивается. Условия работы с принятием каждого нового нормативного правового акта только ухудшаются.

Проблема состоит в том, что законы принимаются не исходя из практики ведения бизнеса и не на основе целесообразности для всех заинтересованных сторон, а исключительно на основании мнения регулятора. Законы, принимаемые без учета потребностей лиц, на которых они распространяют действие, не могут работать на благо ни бизнеса, ни государства. Ряд действующих норм законодательства препятствует цивилизованному развитию игорного бизнеса.

— Отразилось ли сокращение количества игорных заведений, по вашему мнению, на объеме налоговых поступлений в бюджет от этой сферы бизнеса?

— Исходя из нашего анализа представляемой компетентными органами информации о налоговых поступлениях от игорного бизнеса позитивность, которую демонстрирует Министерство по налогам и сборам в виде постоянно увеличивающихся поступлений от налога на игорный бизнес, тает. Поступления от налога на игорный бизнес в валютном эквиваленте в 2016 году по отношению к 2014-му уменьшилась на 43%, с $40,33 млн до $22,83 млн (при применении в расчете среднего курса Национального банка Республики Беларусь за год), при этом фиксированная ставка налога на игорный бизнес увеличилась на 31%.

Количество букмекерских контор стремительно сокращается. И несмотря на тенденцию сокращения, с 1 января 2017 года налог на кассу букмекерской конторы увеличился на 131%! Это беспрецедентное увеличение ставки налога, разумного объяснения которому я найти не могу.

— Что может повлечь за собой такое резкое сокращение количества лицензиатов на рынке?

— Если не произойдет оптимизации условий работы, количество лицензиатов и далее будет сокращаться. На такой сценарий надеются и отдельные крупные игорные компании Республики Беларусь, которые рассчитывают в связи с этим увеличить свои доходы.

Однако смею предположить, что дальнейшее сокращение игорных заведений не улучшит ситуацию оставшихся. На это указывает и тот факт, что с 1 января 2012 года количество залов игровых автоматов сократилось с 302 до 165, казино — с 33 до 24, при этом результаты работы действующих игорных заведений ухудшились.

Уменьшение количества конкурентов не влечет существенного увеличения доходности. При сокращении количества лицензиатов с большой долей вероятности имеющие место обязательные расходы будут возложены на оставшихся. Речь идет о размере налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, маловероятно, что коммерческая организация, эксплуатирующая СККС, согласится с уменьшением дохода, получаемого в виде платы за предоставление доступа операторов к этой системе. То, что 20−30 организаций «вытянут» имеющие место расходы, вызывает сомнение.

Сокращение игорных заведений вызвано и очередным «новогодним подарком» от регулятора — экспериментом над сферой игорного бизнеса.

30 декабря 2015 года принят закон Республики Беларусь № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», согласно которому отменена льгота по налогообложению доходов в виде выигрышей.

Введение четырехпроцентного налога с выигрышей с 1 января 2016 года стало одной из последних капель в истории развития игорного бизнеса Республики Беларусь. Количество посетителей существенно сократилось. Оставшиеся игроки высказывают возмущение организаторам азартных игр, не понимая, почему они должны платить налог фактически за игру (налоговая база для подоходного налога с выигрышей не уменьшается на сумму денежных средств, внесенных в качестве ставок. — Прим. ред.).

Введенный налог несправедлив по отношению к физическим лицам — участникам азартных игр, а физические лица несправедливость воспринимают остро. Многие не готовы мириться с необходимостью уплаты данного налога, результатом чего является отказ от игры.

Участники азартных игр не понимают, по какой причине они вынуждены платить налог с денежных средств, с которых уже был исчислен и удержан подоходный налог при его получении, например 13% с заработной платы.
Но больше всего вызывает недоумение обоснование Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь необходимости введения данного налога. По версии ведомства, от уплаты налогов на игорный бизнес уклонялись юридические лица — владельцы казино, занижая налоговую базу оформлением неких сомнительных выигрышей. Предполагаемые же финансовые потери должны возмещать физические лица — игроки.

То есть из-за того, что нарушают, по убеждению регулятора, юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, обязательство уплаты налога ввели для физических лиц, которые приходят в игорные заведения для проведения досуга. Игроки тем самым платят за участие в игре, осуществляя ставки. Логического объяснения тому, по какой причине за предполагаемые факты нарушений отдельных организаций понесли ответственность физические лица, найти невозможно.

По мнению представителей бизнеса, данный налог был введен исключительно с целью перекрыть уменьшение налоговых поступлений в связи с сокращением игорного рынка, обеспечив тем самым объем поступления прошлых периодов.

— Повышение налоговых ставок — это единственный инструмент давления на игорный бизнес?

— Нет. С января 2017 года Министерством по налогам и сборам была установлена минимальная цена кредита игрового автомата в размере 1 копейки, что повлекло за собой «подорожание» игры вплоть до 10 тыс. %. В то время как отдельные государства ограничивают максимальную ставку в игре (в частности, Южная Австралия) — мы увеличиваем.

Данное решение было пролоббировано отдельными представителями более крупного бизнеса в продвижение исключительно своих интересов, которые заключаются в устранении малого бизнеса.

В связи с подорожанием игры произошел очередной отток посетителей. Операторы лишены последней возможности для добросовестной конкуренции — самостоятельного установления стоимости кредита исходя из потребностей игроков. Содержание в зале большого количества игровых автоматов с одинаковой стоимостью кредита, за которые нужно платить фиксированный налог, при сокращении количества посетителей стало нецелесообразным, что и повлекло уменьшение числа используемого оборудования.

Тотальный контроль участников азартных игр и неудобства для посетителей препятствуют цивилизованному проведению досуга.

— Что можете посоветовать иностранным операторам, которые рассматривают возможность выхода на белорусский игорный рынок?

— Искренне любя свою страну, не могу себе позволить заявить о том, что новым игорным компаниям не выгодно заходить в Беларусь. Вход новых компаний и привлечение инвестиций соответствуют интересам нашего государства.

Ассоциация защиты интересов организаторов азартных игр готова оказывать информационную поддержку по вопросам открытия игорного бизнеса, а также оказывать всяческое содействие при его ведении. Однако при поступлении аналогичных вопросов от потенциальных операторов ответственность за влияние на принятие ими решения взять на себя не беремся.

Как говорилось выше, это азартная игра… Можно угадать с местом, временем, а можно и не угадать. Городов, жители которых лишены возможности цивилизованного участия в азартных играх ввиду отсутствия игорных заведений, немало. Но на сверхприбыльность при открытии лучше не настраивать себя изначально.

Открытие ряда игорных заведений в настоящее время планируется, о выгодности данного шага судить трудно. Это понятие относительное, все зависит от предъявляемых запросов собственниками игорных заведений. В настоящий сложный период отсутствие убытков — уже выгодно.

При этом нельзя скрывать факт того, что имеются компании, которые в недавнем времени зашли на рынок (некоторые из них — с заявлением о том, что «вы просто бизнес вести не умеете»), а ныне активно распродают свой бизнес. Смею предположить, что это не от сверхприбыльности.

Стоимость открытия не является низкой. Для запуска работы игровых автоматов существуют серьезные административные барьеры, которые затягивают сроки открытия и влекут дополнительные финансовые затраты. Все это увеличивает срок окупаемости.

— Что является основным препятствием, если таковое имеется, для полноценного развития игорного рынка Республики Беларусь?

— Я считаю, что основным препятствием в развитии отрасли азартных игр, влекущим сокращение количества лицензиатов, является непосильная и несправедливая налоговая нагрузка. Данное обстоятельство было признано даже Министерством по налогам и сборам, осуществляющим в настоящее время государственное регулирование.
Еще в 2012 году перед ведомством была поставлена задача: выработать такой механизм, который, с одной стороны, даст возможность перейти на новую систему налогообложения, а с другой — сделает ее эффективной, чтобы не уменьшились поступления в бюджет. Были озвучены сроки введения изменений в налоговую систему — 2014 год при худшем варианте. В том числе озвучивалась целесообразность введения территориальной дифференциации по ставкам налогов. В концепции развития игорного бизнеса, утвержденной в 2011 году, также предусмотрен вероятный отказ от фиксированного налога. Уже 2017 год, а «воз и ныне там».

В 2014 году вместо установления заявленной справедливой системы налогообложения введен дополнительный налог в 4% с дохода игорных заведений. Операторам сообщили, что до 2018 года изменения в систему налогообложения вноситься не будут. Однако доводы относительно того, что до 2018 года игорные заведения могут не дожить, не принимаются во внимание.

Таким образом, в нашем государстве необходимо создание нормальных, адекватных условий ведения бизнеса, а также исключение излишнего вмешательства со стороны государственного органа в хозяйственную деятельность и гражданско-правовые отношения, возникающие между организатором азартной игры и участником. Стороны должны иметь право самостоятельно определять условия ведения игры, а не действовать в строгом соответствии с видением регулятора, как это происходит сейчас. Есть пределы государственного регулирования, пресечение которых приводит к непоправимым последствиям. Без наличия диалога бизнеса и власти перспективы развития сферы азартных игр в Беларуси сведены к нулю.

Организаторы азартных игр не должны видеться государственному регулятору подчиненными организациями, как это происходит сейчас. Возможно, проблему может решить создание нового института регулирования, например комиссии по азартным играм, которая исключит восприятие игорного бизнеса исключительно как источника налоговых поступлений, а за бизнесом государство увидит человеческое лицо.

Как бы парадоксально это ни звучало, деятельность игорных заведений в нынешних условиях напоминает азартную игру, которая длится отчетный период — месяц. Игроками в этой азартной игре являются субъекты игорного бизнеса, ставкой — расходы на содержание игорных заведений (которые уже сокращены до минимальной планки), а выигрыш наступает по окончании отчетного периода в случае достаточности полученного дохода на покрытие расходов.

Комментируя материал, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности