BRENT $ 58.76 16:54
КУРСЫ ЦБ $ 64.3652 70.9305 14:50
КУРСЫ BTC $ 8341.00 $ 18.40 05:30
КУРСЫ ММВБ $ 56.5650 69.3325 14:40
КУРСЫ НАЛ. $ 65.17 $ 62.83 71.85 69.25 07:13
Москва
+13 °C Москва
Антон Рожковский
«Количество платежей в Первом ЦУПИС вырастет на 15-20% до конца этого года» Антон Рожковский
ПОДПИСКА
Получайте самые важные новости раз в неделю на email Адрес обязателен Адрес введен неверно Этот адрес уже добавлен в список рассылки Произошла системная ошибка Cогласитесь с условиями, чтобы подписаться
! Для того, чтобы получать рассылку перейдите по ссылке в письме по вашему Email:
АКТУАЛЬНО:
Футбольный капитал
Фото: life.ru Дизайн: BettingBusinessRussia

Футбольный капитал

О доходах и расходах клубов РФПЛ
Навстречу честной игре Главное за неделю Впервые за последние пять лет российские футбольные клубы стали больше зарабатывать, чем тратить. Наиболее неудачными получились 2014 и 2015 годы, когда команды РФПЛ показали 8 млрд рублей и 9,4 млрд рублей убытка соответственно. Согласно аналитическому отчету компании PwC, в 2016 году зафиксировали рекордное сокращение расходов – на 8,4 млрд рублей. Какова структура доходов и какие источники активированы недостаточно – в материале Betting Business Russia.

Экономика должна быть экономной?

Эксперты компании PwC провели исследование экономики российского футбола, начиная с 2012 года за каждый финансовый год. Наиболее неудачными получились 2014 и 2015 годы, когда команды РФПЛ показали 8 млрд рублей и 9,4 млрд рублей убытка соответственно. Однако уже в 2016-м был отмечен выход в прибыль, которая составила 3,2 млрд рублей. При этом доходы клубов достигли отметки в 63,3 млрд рублей (лучший показатель за время наблюдений), а расходы — 60,1 млрд рублей.

 
Однако говорить о том, что клубы стали зарабатывать, преждевременно. Скорее – научились экономить. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается тенденция к росту как доходной, так и расходной части. В 2012 году команды РФПЛ заработали 38,7 млрд рублей, потратили – более 42 млрд рублей. В следующем году обе бюджетные статьи показали максимальный рост. Доходная часть выросла на 45% до 56,1 млрд рублей. Расходы увеличились на 41%, до 60 млрд рублей.
Больше всего клубы потратили в 2015 году (68,5 млрд рублей). В 2016 году расходная часть сократилась на 8,4 млрд до 60,1 млрд рублей. Это было наиболее значительное сокращение затрат за период с 2012 по 2016 год. Динамика ростам прибыли в 2016 году была вдвое ниже - клубы заработали на 4,2 млрд рублей больше, чем годом ранее. Поскольку в расходной части произошло рекордное сокращение, удалось выйти в плюс. Сокращение расходов в футболе означает, что стали меньше тратить на покупку новых игроков.

Структура доходов

В структуре доходов ключевые позиции занимают спонсорские деньги. Часть средств благотворителей варьировалась от 34,9% в 2013 году до 45,4% в 2015 году. Количество поступлений от спонсоров имеет нестабильную природу: то увеличивается, то сокращается. Максимальное падение в 3,5% отмечено в 2013 году, когда количество поступлений от спонсоров сократилось с 38,4% до 34,9%. В следующем году часть благотворительных средств в структуре доходов выросла на 8,3%. В PwC резкий скачок поясняют изменением финансовой политики ФК «Анжи».

В августе 2013 года председатель совета директоров дагестанского клуба Ремчуков сообщил, что «Анжи» ожидает переформатирование, подразумевающее резкое уменьшение финансовых расходов и формирование бюджета на уровне $50-70 млн в год.

Одновременно рост показали поступления от УЕФА: как за счет успешных выступлений российских клубов в еврокубках, так и за счет общего роста средств, направляемых УЕФА на выплаты клубам.
В течение пяти лет УЕФА выплатила российским клубам €273 млн призовых. Лидером по объему призовых стал ФК «Зенит». За пять лет питерский клуб заработал порядка €101 млн призовых. На втором месте находится ПФК ЦСКА с суммой в €74 млн за пять лет. Совокупные доходы остальных клубов от выплат призовых УЕФА за данный период составили €98 млн.

Слабое звено

У других источников дохода скромные возможности для развития. Посещаемость матчей практически не меняется уже на протяжении десятилетия и колеблется в диапазоне 10–13 тыс. человек за матч. И лишь половина клубов может похвастать тем, что заполняет стадион хотя бы наполовину. У остальных, включая, например, лидера нынешнего чемпионата «Локомотив», средняя заполняемость арены в текущем первенстве не превышает 40%. Как следствие, клубы РФПЛ по-прежнему вынуждены держать цены на билеты на достаточно низком уровне.

Средняя цена билета на матчи чемпионата России составляет 500 рублей, на игры Лиги чемпионов — 2290 рублей, Лиги Европы — 1600 рублей, и 170 рублей на встречи Кубка России. Что касается абонементов, то их средняя стоимость в сезоне-2016/17 составляла 5700 рублей. В итоге, клубы смогли получить от реализации билетов только 1,96 млрд рублей. Это менее 5% всех доходов команд лиги.
Основная доля билетной выручки клубов РФПЛ в сезоне-2016/2017 приходилась на билеты на матчи РФПЛ. В среднем четверть выручки клуба РФПЛ от билетно-абонементной программы на матчи чемпионата приходится на абонементы. Абонементы пользуются все большей популярностью среди болельщиков, учитывая выгоды и приоритеты, предлагаемые клубами. Большинство клубов включает в абонемент посещение домашних матчей Кубка России, при этом «Краснодар» учитывает также отборочные и групповые игры Лиги Европы, а абонемент «Зенита» позволяет посещать домашние матчи во всех турнирах.
Почти все клубы РФПЛ реализуют билеты онлайн, при этом в среднем доля подобных продаж не превышает 40%. Половина клубов использует для онлайн-продаж только собственные ресурсы, остальные привлекают подрядчиков в качестве единственного или дополнительного канала продаж. Только 5 клубов продают абонементы онлайн, при этом доля подобных продаж не превышает в среднем 30%. Главным фактором, по мнению представителей клубов, влияющим на решение о покупке абонемента, помимо его стоимости, являются спортивные результаты команды. В качестве инструментов увеличения посещаемости большинство клубов (81%) использует бесплатное распространение билетов в рамках промокампаний, чуть меньше (63%) – систему скидок для различных социальных групп. Также успехом пользуется реализация мини-абонементов – пакетов билетов сразу на несколько матчей.

Наиболее скромная часть в структуре доходов – от продажи прав на телетрансляции. За все время наблюдений доля телевизионных денег в общей структуре доходов не превышала 4,1%.
Комментируя материал, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности